Отношение Автора к Гарри Поттеру

Сказочный цикл Джоан Ролинг о Гарри Поттере: опыт онтологического анализа

Цикл книг Дж. К. Ролинг о Гарри Поттере рассматривается сквозь призму онтологической поэтики. В ходе проведенного анализа выявляется внутренний сюжет, доказывающий, что сказочный жизнеутверждающий смысл проявляется не только через архетипические модели, но и через особые вещи-«иноформы», выражающие над-человеческое стремление к жизни.

Ключевые слова: онтологическая поэтика; литературная сказка; гарри поттер; дж. ролинг.

Одним из самых заметных событий на мировом литературном рынке рубежа XX— XXI вв. стало появление книг английской писательницы Джоан Ролинг о Гарри Поттере. Лицо подростка в очках и со шрамом-молнией на лбу превратилось в самый узнаваемый бренд последнего десятилетия. Относиться к нему можно по-разному: произведениям, с одной стороны, отказывали в каких бы то ни было художественных достоинствах, обвиняя Ролинг в оккультизме и черной магии, объявляя созданные ею тексты образцом умело проведенной пиар-компании и не более того, с другой — цикл о Гарри Поттере называли «не только самым удачным бестселлером в истории детской литературы, но и исключительно литературным произведением», «величайшим и бессмертным творением», которое «свело планету с ума». Как бы то ни было, но феномен Ролинг существует и требует изучения.

Первое, с чем приходится столкнуться филологу, обратившемуся к анализу текстов английской писательницы, — это размытость их жанровых границ. Если первые три книги критики (среди которых есть и серьезные исследователи, и просто высказывающие свое мнение читатели-поклонники) более или менее уверенно относят к волшебной сказке, то последующие части — с четвертой (а иногда и с третьей) по седьмую — называют по-разному: школьной повестью, романом воспитания, фантастическим триллером [см.: Ратке, 149— 151], героическим эпосом, трагедией [см.: Амосов, 161— 167].

Пристальный взгляд на сюжет сказочных произведений Дж. Ролинг позволяет с уверенностью отметить, что граница, пролегающая между четкостью и размытостью жанрового определения частей цикла, совпадает с эпизодом игры Гарри Поттера в квиддич, точнее, с тем, что герою не удается реализовать себя во время игры. В третьей книге у Гарри ломается любимая метла. Причем ломается именно во время игры, в которой Гарри терпит поражение. В четвертой части впервые не проводится игра на метлах, Гарри не ловит снитч. Именно в этой книге происходит первая смерть, глубоко переживаемая мальчиком. В пятой части Гарри и вовсе отчислен из команды, а решающий матч выигрывает не он, а его друг Рон Уизли. То же самое и с шестой книгой: Гарри не может принять участие в игре, и Рон ловит золотой мячик. Именно в этих книгах погибают дорогие мальчику люди — его крестный отец Сириус Блэк и директор школы Хогвартс Альбус Дамблдор.

Самые знаменитые эпизоды «Философского камня» также связаны с темой полета (и воздуха). Сцена в магазине, где Гарри покупает свою волшебную палочку, — один из таких эпизодов. Именно там Гарри впервые узнает про Волан-де-Морта и, самое главное, про то, что в сердцевину их палочек вставлено перо огненного феникса — птицы, символизирующей возрождение из смерти. Во время похода по магазинам Гарри получает свой первый настоящий подарок — белоснежную сову, которая станет его верным спутником и другом. Врожденная способность Гарри к полету (fly-ability) ярче всего видна, когда он впервые садится на метлу, совершенно не зная при этом, что и как надо с ней делать. Однако воздух и полет — его стихия: Air rushed through his hair, and his robes whipped out behind him — and in a rush of fierce joy he realized. this was easy, this was wonderful [Rowling, 1997, 191] 2.

В третьей книге летающая метла ломается, становясь горсткой щепок, и впервые триумф Гарри Поттера оказывается не полным: крестный отец не оправдан и вынужден скрываться, а предатель Питер Петтигрю сбежал. То же самое и в пятой книге, где метла прикована цепями, словно преступник, а Гарри и его команда летят в Министерство на фестралах — волшебных существах, видеть которых может тот, кто пережил чью-нибудь смерть. Таким образом, ценность метлы в художественном мире Дж. Ролинг определяется не только тем волшебным предназначением, которое она имеет для мага — возможностью летать. Ее потеря или замена на что-то другое может, как видим, помешать осуществлению «энергийной» идеи текста, помешать стремлению к жизни и способствовать стремлению к смерти.

В самом деле, не являются ли эмблемами «Гарри Поттера» плакаты, наклейки, обложки тетрадей, где мальчик изображен на своей метле, один или с друзьями, размахивающий волшебной палочкой. Гарри окружен этими предметами, поскольку без них его трудно представить, они всегда с ним в моменты его успеха. Сопутствуя Гарри в эмблемных местах, его волшебные вещи и волшебные друзья сообщают ему свою магию, но эта магия — не та, которой можно научиться в Хогвартсе, а та, которой обладают иноформы. Связывает их не то, что их не бывает в обычной жизни, а то, что присуще жизни вообще — «онтологическая» энергия стремления Быть (о приемах и основных методологических принципах «онтологической поэтики» см.: [Карасев, 2001а;2001б]).

Из работ Е. Мелетинского, А. Веселовского и других исследователей мы знаем, что в поэтике любой фольклорной, а позже и литературной сказки (в связи с ее инициатическими корнями) можно выявить тенденцию стремления к жизни, к ее сотворению. Такому стремлению к жизни всегда соответствует борьба со смертью, бегство от несуществования, которые выражаются не только символами и архетипическими образами на ассоциативном уровне текста, но и циклическими моделями на уровне его структуры. В случае с Дж. Ролинг утеря предмета, связанного с полетом/жизнью, и приводит к невозможности отнести ее произведения к жанру волшебной сказки.

3 важных сюжета из «Гарри Поттера» о вреде социальных ярлыков

Книги и фильмы о Гарри Поттере — отличный пример сказки, которая скрывает в себе не только увлекательный сюжет, но и может стать поводом для полезного разговора с детьми. Профессор психологии Филип Т. Янос рассказал изданию Psychology Today, как в истории о Гарри Поттере поднимается тема навешивания социальных ярлыков, как об этом говорить с детьми и чему это может их научить.

Впервые столкнувшись с проблемами психического здоровья, многие подростки пытаются скрыть это и не говорят о том, что нуждаются в помощи. Дело в том, что психические заболевания окружены кучей предрассудков: люди с нарушениями психики опасны, непредсказуемы, бездарны и неспособны к нормальной жизни в обществе. Но если мы все-таки хотим, чтобы наши дети перестали скрывать свои проблемы и не боялись обращаться за помощью, мы должны дать им понять — в проблемах с психикой или походе к психотерапевту нет ничего стыдного.

Так откуда у детей берутся разные представления о том, что хорошо/плохо или стыдно/нормально? Понятно, что в воспитании участвуют не только родители. Книги, фильмы, сериалы, видеоигры тоже формируют отношение ребенка к себе и к окружающей реальности, при этом чаще всего именно они укрепляют отрицательные стереотипы. В диснеевских мультиках, например, можно найти много негативных упоминаний психических расстройств. При этом во многих фильмах и книгах для детей психические расстройства стигматизируются куда сильнее, чем в книгах для взрослых. Хотя есть и приятные исключения.

Например, книги о Гарри Поттере — отличный повод поговорить с ребенком о том, чем может быть опасно навешивание социальных ярлыков и яростная стигматизация разных явлений.

Отношение Автора к Гарри Поттеру

1. Маглы, грязнокровки и чистокровные волшебники

С самого начала в книгах и фильмах о Гарри Поттере поднимается вопрос, как разные группы людей воспринимают друг друга. Впервые мы сталкиваемся с этим, когда родственники Гарри маглы (или неволшебники) высмеивают волшебников, называя их уродами. Особенно отвратительными им кажутся странности и непонятное поведение Гарри. А позже мы видим, как волшебники делают то же самое. Волан-де-Морт презрительно называет маглов и волшебников, происходящих от маглов, «грязнокровками». Он считает их хуже чистокровных волшебников. Отсюда ребенок должен сделать вывод — в навешивании ярлыков не бывает виновата одна сторона, это двусторонний процесс.

Отношение Автора к Гарри Поттеру

2. Профессор Люпин и превращение в оборотня

Дальше по ходу книги появляются темы, которые более четко связаны с психическими заболеваниями и их стигматизацией. Так в «Гарри Поттере и узнике Азкабана» встречается профессор Люпин, с которым Гарри и другие главные герои сближаются. Но вскоре мы узнаем, что у профессора есть тайна, которую он стремится скрыть: периодически он становится оборотнем. Ему приходится пить зелье, чтобы избежать этого превращения, которое может быть опасным для окружающих. Здесь мифический процесс превращения в оборотня можно понимать как метафору смены состояний, которую испытывают люди, например, с биполярным расстройством. Профессор Люпин — типичная жертва социальной стигматизации и попытки изолировать людей с проблемами психического здоровья. Когда его секрет обнаруживают, профессору приходится покинуть школу. Гарри пытается защитить учителя, но «родители не хотят, чтобы их детей учил оборотень».

Отношение Автора к Гарри Поттеру

3. Невилл Долгопупс и родители в психиатрической больнице

Еще один персонаж, которого касается стигматизация — это сокурсник Гарри Невилл Долгопупс (эта тема присутствует только в книге). В первых частях мы узнаем, что Невилла воспитывала бабушка, потому что его родителей убил один из последователей Волан-де-Морта. Однако позже выясняется, что родители Невилла живы и находятся в подобии психиатрической больницы для волшебников. Невилл навещает их, однако держит это в секрете. Такое нежелание разглашать «стыдную» правду показывает, как работает принцип ассоциации. Это происходит, когда родственники или друзья стигматизируемого обеспокоены тем, что их ассоциируют с ним. Они чувствуют себя испорченными, стыдятся и стараются избегать любых упоминаний об этой ситуации. Готовность Невилла предположить, что его родители мертвы, показывает крайнюю реакцию на ассоциативное клеймо.

Отношение Автора к Гарри Поттеру
Друзья, вам понравилась статья? Оставьте комментарий или заходите в нашу группу ВКонтакте!
Юмор и свободное общение со сверстниками, для тех кто навсегда застрял в 2000-х 💖
Cмотреть сейчас в нашем паблике 👉


Adblock
detector