Кто снял "Ходячий замок": режиссер фильма

«Ходячий замок»  — полнометражный аниме-фильм, снятый японским режиссёром Хаяо Миядзаки в 2004 году. Прообразом замка стала "русская избушка на курьих ножках" из всем известных сказок. Был номинирован на 78-ю премию «Оскар» (2006) за «лучший анимационный полнометражный фильм», но уступил мультфильму «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня». Мультфильм уже на протяжении более 10 лет занимает высокие позиции во всевозможных рейтингах, в том числе и на IMDB. Мировые кассовые сборы фильма составили около 235 млн долларов США. Миядзаки за свою карьеру выпустил множество аниме-мультфильмов, которые в свое время номинировались на престижные награды и получали высокие оценки от кинокритиков.

Сюжет

Действие фильма происходит в параллельном мире, напоминающем Европу XIX-го века, где магия идёт рука об руку с техническим прогрессом. Скромная жизнь рано осиротевшей шляпницы Софи полностью изменилась, когда в окрестностях её города появился ходячий замок таинственного волшебника Хаула, известного своими «похищениями» девичьих сердец. Спасённая этим голубоглазым красавцем от приставаний двух солдафонов, она полюбила его с первого взгляда, однако волнующая прогулка с ним стоила юной шляпнице её красоты и молодости, отнятых чарами ревнивой Ведьмы из Пустоши. Не проходит и дня, как девушка оказывается жертвой проклятия злой ведьмы и превращается в дряхлую старуху.

Кто снял "Ходячий замок": режиссер фильма

Шокирующее превращение из восемнадцатилетней девушки в старуху заставило Софи покинуть родной дом и отправиться на поиски заколдовавшей её Ведьмы, чтобы та вернула ей нормальный вид. Дорога ведёт её неизвестно куда, но по дороге ей попадается огородное пугало, которое приводит её в странное сооружение, принадлежащее недавнему знакомцу Софи, который оказался настоящим волшебником, правда, довольно трусливым и непредсказуемым. Но девушка-старушка осталась жить с хозяином и другими обитателями этого гигантского сооружения на курьих ножках, обретя в них семью, хоть и немного разношёрстую, в Замке проживают: хозяин Замка, Хаул; ученик Хаула, Маркл и огненный демон, Кальцифер. Софи, по понятным причинам, желает снять заклятье ведьмы. Но со временем выясняется, что заклятье лежит и на Хауле, и на Кальцифере, и на Пугале-Репке. И эти заклятья связаны друг с другом, как кусочки мозаики…

Режиссер - Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки – знаменитый японский аниматор, режиссер, сценарист, продюсер и просто объект поклонения современных любителей классической анимации. Критики не устают рукоплескать таланту творца, журналисты отмечают глубочайший гуманизм лент Хаяо, а публика охотно идет в кино на каждую его новинку.

Поклонники считают Миядзаки добрым сказочником, тем более, что невысокая фигура (рост Хаяо – 164 см), доброжелательная улыбка и мягкий характер мастера этому способствуют. Однако сам режиссер не раз признавался в том, что смотрит на мир с изрядной долей пессимизма.

Кто снял "Ходячий замок": режиссер фильма

Хаяо рано определился с выбором профессии. Анимация увлекла его случайно и навсегда. Еще будучи старшеклассником, юноша увидел мультипликационный фильм «Легенда о белой змее». Впечатление от картины было столь сильным, что Миядзаки решил посвятить себя анимации.

Школьник попробовал силы в создании собственной манги (комикса), но быстро столкнулся с трудностями. Во-первых, Хаяо не умел рисовать людей, одно время его занимали только наброски самолетов. Во-вторых, сравнив рисунки с кадрами вдохновившего его аниме, начинающий художник понял, что детально копирует стиль мультипликатора. Первую работу зрители так и не увидели: Миядзаки в ужасе сжег собственное творение.

В 1963 году молодой человек был зачислен в Университет Гакусюин, где изучал политику и экономику – предметы, далекие от мира анимации. Но и во время студенчества Хаяо сумел получить ценнейший опыт: на протяжении всех лет учебы он входил в состав университетского книжного клуба. Основным объектом внимания книголюбов стала детская литература, тщательно изучались произведения европейских авторов.

Кто снял "Ходячий замок": режиссер фильма

По окончании университета 22-летний Хаяо поступил на службу в Toei Animation, одну из крупнейших анимационных студий в Японии. Вчерашний выпускник начал с азов и быстро поднялся по карьерной лестнице. В 1963 году Хаяо работал фазовщиком – рисовал промежуточные стадии движения персонажей аниме Wan Wan Chuushingur. Уже через 2 года, в 1965-м, талант молодого аниматора заметило руководство студии. Мэтры высоко оценили его вклад в создание черно-белого мультфильма «Космические приключения Гулливера» и даже позволили изменить концовку картины.

С 1969 по 1971 год Хаяо успел поработать над тремя проектами - трилогией «Кот в сапогах», экранизацией манги «Корабль-призрак», популяризовавшей аниме в СССР, и мультипликационным фильмом «Звериный остров сокровищ». В этот раз Миядзаки занимался раскадровками и отрисовкой ключевой анимации. Параллельно с созданием мультфильмов художник рисовал мангу, в тот же период была издана графическая новелла «Народ Пустыни». Миядзаки публиковался под вымышленным именем Сабуро Акиц

Несмотря на очевидные успехи в карьере, Хаяо был недоволен крайне тяжелыми условиями труда. Вместе с другими аниматорами и Такахатой он создал профсоюз, защищавший интересы работников мультипликационных студий. За бунтом последовала закономерная расплата: руководство Toei сняло с проката мультфильм «Принц Севера». Раскадровки к нему нарисовал сам Хаяо, а режиссировал картину Исао Такахата. Переломный момент наступил 1971 году. Друзья решили сменить студию.

В тот же год Миядзаки с партнерами основал автономный проект A-Pro, но старт самостоятельной работы пришлось отложить. Промежуточным пунктом выступила студия TMS Entertainment. Там Миядзаки и Такахата совместно трудились над продолжением сериала «Люпен III». В TMS партнеры проработали 2 года.

Следующей остановкой стало продолжительное сотрудничество с Nippon Animation, где в 1978 году Миядзаки дебютировал в качестве режиссера. Его первая работа – многосерийное аниме «Конан — мальчик из будущего», снятое по произведению «Невероятный прилив».

Кто снял "Ходячий замок": режиссер фильма

Через год аниматоры вновь сменили студию и вернулись в TMS. Уже признанный мультипликатор Миядзаки продолжил заниматься режиссурой. Наконец, Хаяо создал первый собственный полномасштабный мультфильм «Люпен III: Замок Калиостро». Успех картины был оглушительным, «Люпен III» и сейчас входит в список лучших аниме, когда-либо созданных в Японии.

Кто снял "Ходячий замок": режиссер фильма

В интервью культовый аниматор часто повторял, что оставил мангу из-за неудовлетворенности конечными результатами. К счастью для поклонников творца, публика имела совсем другое мнение.

В 1982 году журнал Animage начал публиковать мангу за авторством Хаяо. Героиней иллюстраций стала принцесса, живущая в постапокалиптическом мире и борющаяся за чистоту природы. «Навсикая из Долины ветров» быстро обрела популярность, и руководитель издательства «Токума Сётэн» выступил с предложением об экранизации. Миядзаки согласился, разработку картины начали безотлагательно.

По уже сложившейся традиции Хаяо привлек к проекту Такахату: Исао взял на себя продюсирование картины. Благодаря плотному графику работы полнометражный мультфильм появился на большом экране уже в 1984 году. Критики отнеслись к картине благосклонно.

Кто снял "Ходячий замок": режиссер фильма

Успех первой ленты вдохновил 43-летнего режиссера. Вместе с Исао Такахатой и редактором Animage Миядзаки создал знаменитую студию Ghibli, подарившую миру ярчайшие шедевры японской анимации. Студия «Гибли» официально появилась в 1985-м, и уже через год представила зрителям дебютный проект – полнометражный фильм «Небесный замок Лапута».

В 1988 году в прокат поступил «Мой сосед Тоторо». Картина переносит зрителей в провинциальную Японию середины 20-го века, где две сестры переживают приключения и встречаются со странными, но милыми духами леса – Тоторо. Обаятельных духов полюбили в Японии и за границей, персонажей ленты узнавали взрослые и дети, а сам Тоторо занял почетное место на эмблеме Studio Ghibli.

Кто снял "Ходячий замок": режиссер фильма

«Тоторо» выявил яркую особенность творчества японского гения: главными героями, а точнее героинями в его анимационных фильмах часто становятся маленькие девочки. Смелые, отважные и находчивые девчушки появляются в «Ведьминой службе доставки», оскароносном мультфильме «Унесенные призраками» и мистической «Принцессе Мононоке». Считается, что именно «Принцесса Мононоке» принесла Миядзаки и студии «Гибли» широкую мировую известность.

Особенно яркий успех картина имела в США, признание увенчалось контрактом с Walt Disney, подписанным в 1996 году. По признанию американских коллег, Миядзаки при подписании соглашения был непреклонен. Режиссер потребовал от студии воспроизвести мультфильм в точности, как он был в оригинале. В качестве аргумента аниматор прислал американцам самурайский меч, испачканный в красной краске, и подписал посылку фразой: «Не резать».

Кто снял "Ходячий замок": режиссер фильма

Завершив «Принцессу Мононоке», режиссер впервые заявил о желании отказаться от студийной работы и уйти в некоммерческую анимацию. Планы нарушило трагическое событие - смерть Ёсифуми Кондо, одного из ключевых аниматоров Studio Ghibli.

Миядзаки продолжил работу. Очередным проектом стала лента «Унесенные призраками», увидевшая свет в 2001 году. Об ее успехе красноречиво говорит вереница наград: приз Японской киноакадемии, «Золотой медведь», взятый на Берлинском фестивале 2002 года, и, наконец, «Оскар», полученный на год позже.

Главной героиней картины стала маленькая девочка Тихиро, родители которой, попав в волшебную страну, превратились в свиней. Чтобы спасти их, дочка устраивается на работу к хозяйке этой местности, волшебнице Юбабе. За время пребывания в заколдованном месте Тихиро знакомится с Хаку, драконом и мальчиком в одном лице, а также богом Каонаси (Безликим), дедушкой Камадзи, девушкой Рин.

Кто снял "Ходячий замок": режиссер фильма

В 2004 году список триумфов пополнила картина «Ходячий замок», в основе сюжета которого лежит одноименный сказочный роман британского автора Дианы Уинн Джонс. История создания картины достаточно необычна: Миядзаки согласился завершить работу другого режиссера, Мормоу Хосода.

Увы, за взлетами неминуемо следуют падения. В 2006 году студия завершила работу над «Сказаниями Земноморья», полнометражным аниме, экранизирующим цикл книг Урсулы Ле Гуин. Миядзаки годами добивался согласия на экранизацию, однако работать над фильмом начал его сын Горо. В процессе съемок отношения молодого и опытного режиссеров стали крайне натянутыми, а сама Урсула была разочарована дебютной работой Горо.

Кто снял "Ходячий замок": режиссер фильма

После выхода «Рыбки Поньо» в 2008 году режиссер взял перерыв, продлившийся 6 лет. В этот период Миядзаки участвовал в написании сценариев двух новых лент «Гибли» («Ариэтти из страны лилипутов» и «Со склонов Кокурико») и только в 2014 году вновь занялся режиссурой.

Обожающий самолеты Хаяо не смог отказаться от создания мультфильма «Ветер крепчает», в основу сюжета которого легла история жизни Дзиро Хирокоси, знаменитого японского авиаконструктора, работавшего над воздушными машинами A6M Zero.

Представив работу на Венецианском кинофестивале 2013 года, Миядзаки официально сообщил прессе о завершении карьеры. Спустя год его имя было включено в «Зал славы научной фантастики». А в ноябре 2016 года появилась новость, с восторгом воспринятая многочисленными фанатами: готовится пополнение фильмографии маэстро.

Режиссер трудился над короткометражкой «Гусеница Боро». В новой работе Хаяо решил поэкспериментировать с 3D-технологиями. Премьера состоялась в марте 2018 года в Музее Гибли, где сейчас и демонстрируется.

"Культура 2000-х" - мы собрали все воспоминания в одном месте! Смотрите сейчас в нашем паблике:

*******************************************
Adblock
detector